8 (800) 350-96-90 Звонок бесплатный
8 800 350 96 90 Звонок бесплатный
Обратный звонок
×
Назад

Все о появлении Европейского фарфора

21.09.2017
6 мин
585

Немецкий фарфор

В Европе китайский фарфор ценился дороже самого благородного металла, считался «белым золотом», а фарфоровые черепки приравнивались к драгоценностям. В особенности впечатляют прекрасные коллекции фарфоровых статуэток Германии, которые стали ярким проявлением творческого потенциала и индивидуальности мастеров саксонской мануфактуры.

Многие годы в разных европейских странах лучшие головы пытались изготовить фарфоровую массу, ведь её химический состав и техника производства не были известны. В результате многочисленных опытов материал получался больше похожий на стекло. Элитный европейский фарфор берет своё начало в Германии. В начале XVIII столетия молодой амбициозный алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер, целью жизни которого было открытие философского камня, по приказу короля Августа Сильного для получения настоящего фарфора был заперт в крепости Кёнигштейн.

Германия

К нему приставили коменданта ‒ выдающегося математика, увлекающегося геологией, Эренфрида Вальтера фон Чирнхауса. В 1705 г. учёным удалось создать материал из глины с высоким содержанием железа, который получил название красный или «бёттгеровский» фарфор. Новаторы продолжили работу и им удивительным образом сопутствовала удача. Под Дрезденом были найдены залежи белой глины, которую использовали для пудрения париков. Открытый компонент прекрасно подходил для получения идеальной по характеристикам белой фарфоровой массы. Уже в 1708 г. был получен абсолютно новый керамический материал ‒ бисквит, который превзошел по качеству китайский мягкий фарфор. На протяжении следующего года Бёттгер подобрал оптимальный состав глазури, а в 1710 г. он возглавил первую европейскую фарфоровую мануфактуру, основанную в крепости Альбрехтбург (Майсен).

Изделия изумительной белизны и пластики немецкой фабрики Meissen стали культовыми и в Европе, и в России. Непревзойденный мейсеновский фарфор с клеймом в виде двух скрещенных мечей, в особенности немецкие фарфоровые статуэтки, пользовались невероятным спросом у королевских семей и богатейшей знати. И сегодня фабрика, как и три сотни лет назад, предлагает искушенным ценителям роскоши истинные шедевры.

Независимо от своих предшественников и друг от друга Георг Генрих Махелейд из Зетцендорфа, а также Голхельф Грейнер из Катцхютте, также нашли способ создания фарфора, тем самым поспособствовали открытию многих предприятий, таких как Sitzendorf и Wallendorf. Фабрики Тюрингии, напротив, выпускали менее элитарную и сравнительно недорогую продукцию, но сыграли значимую роль в развитии фарфора Германии.

Среди широкого разнообразия фарфоровых произведений особое внимание заслуживает кружевной фарфор, рецептура которого также была раскрыта немецкими мастерами. На рубеже XVIII-XIX в. в Дрездене на большинстве заводов, используя сложную технологию получения фарфоровых кружев, выпускали очаровательных представительниц прекрасного пола в пышных убранствах. Тончайшее кружево окуналось в теплую фарфоровую массу и после обжига сгорало, а фарфор застывал в виде ажурной вязи. Изящные кружевницы позволяют прочувствовать совершенство фарфорового искусства и ценятся во всем мире.

Французский фарфор

С начала XVI в., времен короля Франциска I, во Францию ввозили дорогостоящий китайский фарфор. При этом вплоть до XVIII в. французские мастера из Невера за счёт освоения процесса плавления выполняли красивые изделия из белого фаянса с декором глубокого синего цвета. Позже, в Нормандии в попытках разгадать процесс создания настоящей китайской фарфоровой массы из смеси глины со стеклянным порошком был получен материал, известный как «искусственный» или «французский» фарфор. Раскрыть секрет мастеров Поднебесной удалось благодаря иезуиту Франсуа Ксавье д'Антреколя, который находился в Китае. Он смог передать на родину рецептуру, образцы природных материалов и подробно описал технологию китайского фарфора. Благодаря обнаружению во Франции запасов каолиновой глины, полевого шпата и кварца был наконец-то получен твёрдый фарфор.

Германия

В 1740-х годах открывается Сервская мануфактура, а в дальнейшем фабрики в Сен-Клу и Шантийи. Изначально фарфор создавался в китайской манере, но искусные фарфористы отошли от восточных мотивов и наполнили свои творения необыкновенным французским стилем. Большое влияние на развитие фарфора Франции оказала любовница Людовика ЧтоXIV ‒ маркиза де Помпадур, которая фактически вела государственные дела и большое внимание уделяла развитию искусства. Мадам питала слабость к изысканным изделиям, в особенности в стиле рококо, поэтому на фабрике стали выпускать роскошную продукцию с аллегорическими персонажами, сложным декором и высокохудожественной росписью. Фарфоровые французские производства всегда были королевской привилегией. Людовик XV постоянно способствовал совершенствованию Сервской мануфактуры, приглашал лучших художников и скульпторов. Сегодня на знаменитом предприятии многовековые сервские традиции в тандеме с современными технологиями воплощаются в исключительные эстетические изделия, которыми можно восхищаться вечно. 

Развитие французской стилистики в 1768 г. поддержала и Лиможская мануфактура, состоящая из группы частных предприятий, объединённых по географическому признаку. Изящество и невероятная красота тонкого, звонкого и белоснежного лиможского фарфора, который внес в неповторимый французский стиль особую колористку и завершающий штрих, поражают ценителей прекрасного. В наши дни наиболее крупными предприятиями, выпускающими элитный лиможский фарфор, считаются Bernardaud, основанное в 1863 г., а также Haviland. Последняя была открыта американцем Д. Хевилендом, который в поисках безупречного фарфора для своих покупателей из США, приехал в Лимож. Здесь он открыл собственный завод и сыграл ключевую роль в разработке, а также внедрении нового процесса декорирования продукции. Мануфактура, на которой четыре поколения Хевилендов стремятся достичь совершенства, успешно процветает и вносит значимый вклад в мировое фарфоровое искусство.

Выберите рассылку

Интересно почитать