8 (800) 350-96-90 Звонок бесплатный
×
Корзина
В корзине нет товаров
Самовары со скидкой
Назад

История Русского фарфора

07.09.2017

Фарфор на протяжении десятков веков оставался одним из самых запретных и желанных загадок Востока и для европейских стран, и для русского государства.

Открытие русского фарфора

первая фарфоровая чашка

Издавна Гжель славилась своими глинами, качество которых высоко оценил сам Ломоносов. Гжель как родоначальница русского фарфора занимает значимое место в истории искусства России. Расцвет гжельского фарфорово-фаянсового производства произошел в 1830-40 годах. Тогда в крупнейшем гончарном регионе страны успешно существовало не менее сотни мастерских и заводов, в том числе и основателей огромной фарфоровой индустрии Кузнецовых. На смену разноцветным оттенкам, преобладающим в росписи, пришли кобальтовые монохромные тона. Сине-белые флористические узоры, характерная плоскостная манера письма и глубокий, выполненный в смешанной технике рисунок становятся визитной карточкой Гжели.

В послереволюционное время промысел пришел в упадок и возродился только в середине ХХ в. благодаря выдающимся мастерам А. Б. Салтыкову и Н. И. Бессарабовой, которая по крупицам вела работы по возрождению гжельских мотивов. В дальнейшем она обучила целую плеяду молодых художников специфичности рисунка. Фарфоровые статуэтки Гжель, сохраняя свои уникальные традиции, зазвучали по-новому.

Императорский фарфоровый завод

В России о «белом золоте» мечтали еще со времен Петра I. По указу императрицы Елизаветы и благодаря фарфору Виноградова в середине XVIII в. начался выпуск продукции на первом отечественном предприятии. По качеству фарфоровая масса не уступала европейским и восточным аналогам.

Императорский двор стал ведущим заказчиком фабрики, поэтому выпускаемые изделия чутко олицетворяли вкусы царствующих особ. Расцвет произошел в период царствования Екатерины Великой, которая решила сделать фарфоровые предметы всеобщим достоянием. Вершиной славы стали заказанные ею шикарные сервизы с тысячами предметов и скульптурными украшениями.

С приходом советской власти переименованный Ломоносовский завод обрел второе дыхание и большие перспективы развития. Тогда задача перед скульпторами С. Чехониным, Н. Данько, В. Кузнецовым была поставлена ясно – выпускать мелкую пластику «революционную по содержанию и безупречную по качеству».

Императорский завод

Началась новая эпоха советского фарфорового искусства, где ведущую роль сыграл агитационный фарфор, продвигающий идеи пролетариата и рабочего класса. В период НЭПа в художественной лаборатории новый стиль создавали Н. Суетин и К. Малевич. Они определили облик ЛФЗ, выражаемый в белизне материала, ясности и конкретности форм, сочности красок. Продукция завода получила мировую известность, завоёвывая награды на авторитетных выставках. Статуэтки ЛФЗ стали зеркалом советской культуры, быта, знаковых событий, при этом несли отголоски дореволюционных концепций.

В послевоенные годы разрабатываются новые формы, выпускаются чайные сервизы, предметы декора и особое внимание уделяется малым скульптурным формам. Жанровые сценки, демонстрирующие советские ценности, тематика народности и братских республик, персонажи литературных произведений и сказок, анималистка Е. Чарушина и Б. Воробьева в виде целых коллекций диких и домашних животных, таких как фарфоровые статуэтки собак, годами выпускались на предприятии.

В 1950-1960 годах наиболее популярной была детская тема. Руками талантливых скульпторов С. Велиховой и Г. Столбовой создавалась удивительная и оптимистичная коллекция Счастливое детство. Милые, забавные, искренние и непосредственные сюжетные композиции с участием детей ‒ это маленькие демонстрации радости жизни и олицетворение простого советского счастья.

На протяжении десятилетий приоритеты и стиль не раз менялись, но высокое качество, исполнительная культура и безупречный эстетический уровень были присущи даже для изделий массового выпуска. К юбилею основания Санкт-Петербурга завод удостоен товарного знака «Официальный поставщик Московского кремля».