История самовара от истоков до советских времен
История самовара как символа русского быта
Уютный, летний вечер, приятная тишина сада, легкая прохлада, аромат зелени, гармонично сливающийся с терпким запахом горящей древесины пыхтящего самовара, который велит накрывать на стол и заваривать удивительный чай. Медный и блестящий «добрый друг» издавна привлекает теплотой и гостеприимством. Став негласным символом России, самовар сегодня выполняет важную миссию, повышая интерес к культурному наследию, хранящему богатство традиций. Откуда же начинается загадочная и уникальная история самовара?
Агрегат своим появлением обязан чаю, для заваривания которого требовалась горячая вода. В Древней Руси обычно пили мед, квас, пиво, сбитень, но «восточный гость», завезенный из Китая в XVII в., нарушил сложившиеся традиции. Первое чаепитие состоялось в 1638 г. при царском дворе. Изначально бодрящий напиток с приятным вкусом и ароматом употребляли только в знатных домах, да и то в качестве лекарства. Но уже с начала XIХ в. чай получил статус русского национального напитка.
Как возникли первые самовары
Много легенд ходит о том, кто завез в Россию первые самовары. Имеет место версия, по которой диковинный агрегат привез из Голландии Петр I. Но большинство историков полагают, что самовар однозначно исконно русское изобретение, берущее начало из древних цивилизаций. В Древнем Риме археологами найдены приспособления для подогревания напитков или охлаждения – аутепса (античный самовар), конструктивные признаки которого сходны с русской «чайной машиной». Аналогичное устройство существовало и в Древнем Китае. Металлический или фарфоровый Хого, в котором подавали бульон, также вполне мог стать протопопом русского самовара. Хотя и на родине были устройства, претендующие на роль прародителя самовара. Русские умельцы потихоньку приспосабливали для нагрева воды чайник для сбитня (напитка из лекарственных трав, мёда). Не менее интересное устройство использовали в походных условиях – самовары-кухни, на которых и еда готовилась, и вода кипятилась. Точно можно сказать, что к концу XVIII ст. в России окончательно сформировался принцип работы угольного самовара, а внешний вид агрегата стал частью декоративно-прикладного искусства.
Самовары (XVIII-XIX век) на любой вкус и достаток
Что касается названия «самовары», век которых приходится на 40-е годы XVIII ст., то мнения историков и здесь расходятся. Ведь именно в то время в письменных свидетельствах впервые встречается слово, касающееся русской водогрейной машины. Одни считают, что название происходит от идеи – «сам варит», другие же связывают происхождение с татарским словом «снабар», что значит чайник. Любителей же чая нередко называли самоварниками, а вместо «пить чай» употребляли глагол «самоварничать».
Поскольку в те времена самовар делали из меди, латуни, по некоторым данным, первые образцы появились там, где была развита металлодобыча, то есть на Урале. Тульский кузнец-промышленник Н. Демидов, отправившись в поездку в 1701 г. вместе с искусными медных дел мастерами, основал Суксунский завод, чем положил династию уральских «чайных машин». Исторические факты свидетельствуют, что таможенной службой Екатеринбурга в 1740 г. при описи имущества Демидова зафиксирован медный самовар весом 16 фунтов, собственной заводской работы. И, хотя, до сих пор идет спор, где запыхтел первый водогрейный сосуд в Туле или на Урале, существует мнение, что производство самоваров было основано одновременно.
Официально также зафиксировано, что первый тульский самовар выполнен в 1778 г. братьями Лисицыными на небольшой самоварной фабрике, открытой на основе старинного производства медной посуды. К середине XIX ст. в Туле насчитывалось не менее 80 действующих самоварных предприятий, продукция которых высокого ценилась, проникая во все уголки России, а город заслужил статус «самоварной столицы».
Учитывая, что изначально цены на чудо-агрегат были довольно высоки, самовар считался посудой для высших сословий общества. Соответственно и требования к внешнему виду предъявлялись самые высокие. Как предмет быта устройство должно было удовлетворять строгие вкусы аристократии, вписываться в стилистику интерьеров, которая достаточно часто подвергалась изменениям в архитектуре. Тульские умельцы изобрели более ста видов самых разнообразных форм: рюмки, шары, вазы, петухи, тюльпаны и даже паровозы. Самовар обязательно дополнялся красивыми аксессуарами, а на агрегат часто одевалась и для украшения, и для сохранения тепла кукла-грелка.
К работе над дизайном самовара привлекались именитые художники, разрабатывающие и роспись, и внешний вид агрегата. Серебряные и позолоченные самовары, созданные в мастерских К. Фаберже, считаются самыми дорогими, хотя народные умельцы представляли не менее уникальные модели из фарфора, стекла, лозы, древесины. Со всей страны и зарубежья в Тульскую губернию съезжались гости, полюбоваться шедеврами мастеров и отведать чудесный чай, заваренный по-русски. Впоследствии самоварящие устройства более скромных дизайнов вошли и в крестьянский быт, где им отдавалось самое почетное место, а сам самовар бережно хранился и передавался из поколения в поколение.
Клейма самоваров – торговые марки дореволюционной России
К концу XIX ст. появляются династии самоварных производителей – Баташевы, Воронцовы, Копырзины, Тейле и др. Со временем предприятий стало настолько много, что для определения изготовителя придумали своеобразные торговый знак. Какому фабриканту принадлежит агрегат узнавали из клейма самоваров, которое утверждалось правительством и в обязательном порядке помечалось производителем. Многообразия фабричных марок и клейм было впечатляющим. Помимо имени фабриканта с географической привязкой, изображение клейма разрабатывалось индивидуально. Популярны также были выставки и экспозиции, где за лучшую представленную продукцию «самоварные короли» получали награды, а образцы медалей украшали тулово самоваров. Все знаки использовались в рекламных целях для заявления о себе в торговом мире, формирования репутации, привлечения покупателей и заказчиков. И сегодня, чтобы правильно оценить старинные самовары обязательно учитывается наличие клейм и медалей.
Советский самовар – часть культурного наследия России
Производство стремительно развивалось, процесс изготовления технически усовершенствовался и именно в довоенный период (до 1913 г.) отмечается наибольший расцвет самоварного ремесла. Война и годы революции, которые экономически истощили страну, внесли свои коррективы. В этот период успешно развивающееся производство было прервано и самоварное дело держалось в основном за счёт кустарей и многочисленных артелях в Туле. В 1918 г. произошла национализация самоварных фабрик. Из обломков частновладельческих предприятий образовываются государственные фабрики. Так из множества предприятий продолжило работу фабрика В. С. Баташева (поставщика императорского двора), переданная Тульскому патронному заводу и выпускавшая самовары с 1920 до 1940 г. На базе предприятия братьев Шемариных основана фабрика В. И. Ленина (1922-1930 г.), продукция которой считалась лучшей в Туле. Вместо медалей и клейм «фабрикантов» на советских самоварах стали ставить клеймо государственных заводов.
Новая эра самоварной промышленности на первом этапе характеризуется очень низкой производительностью, которая, впрочем, оправдана низкой покупательной способностью, сильно обедневшего русского народа. Но ни во время революции, ни в период НЭПа водогрейный агрегат не был забыт. И, хотя, советский самовар по многим меркам считался буржуазным излишеством и наследием прошлого, колоритный агрегат выжил, несмотря ни на что.
СССР – родина электрических самоваров
После Второй мировой войны советский завод «Штамп» (переименованный из патронного завода) единственный в Туле выпускал самовары. Хотя в советское время агрегаты выпускались и на заводе металлоизделий в Суксуне, который предлагал широкий ассортимент, пользующийся высоким спросом: самовары, чайники, сахарницы, подносы, с красивой художественной росписью.
В 1956 г. завод «Штамп» начал выпуск электрических самоваров, пришедших на смену жаровым (угольным) моделям. Самовары СССР с теплоэлектронагревателем, пластиковыми ручками и импровизированной трубой уже не пели в трёх различных регистрах. И, хотя, по мнению специалистов, электричество погубило самобытные агрегаты, превратив их в банальные кипятильники, завод «Штамп» считался престижным предприятием, выпускающим более миллиона экземпляров в год и процветающим до начала 90-х годов. В ассортименте были и комбинированные самовары, обладающие высокими потребительскими качествами. В конце ХХ ст. самовары, как и всё наследие великой эпохи, включая фарфоровые статуэтки, начали уходить в забвение, а на кухнях стали хозяйничать электрические чайники. Однако, производство самоваров полностью остановлено не было.
Современная технология изготовления самоваров получила второе дыхание и практически не изменилась, сохранив секреты самоварного ремесла. В течение нескольких столетий тульский самовар – центр праздничного застолья и незаменимый атрибут чаепития в лучших русских традициях. И сегодня пыхтящий красавец-самовар, чашки с блюдцами, стаканы с подстаканниками, пряники и баранки, воссоздают удивительную атмосферу, наполняя теплом и уютом домашний очаг и располагая к душевной беседе.
Поделиться публикацией:
Интересно почитать
Музей «Тульские самовары» - популярный музей Тулы
Тульский музей самоваров ‒ визитная карточка города, которую посещают более 60 тыс. человек.
ПодробнееСамовары с автоотключением на каждый день
Удобство и простота использования электрического самовара, о которых мало кто догадывается.
ПодробнееПатент на самовар с автоотключением
Представляем вашему вниманию патент на изобретение наших инженеров.
Подробнее