8 800 201-13-04 9:00 - 17:30 (пн - пт)
×

Посуда от фабрики М.С. Кузнецова

5 мин
1199

Фарфор - это удивительный материал, открытый в Китае более тысячи лет назад и распространившийся повсеместно. С XIX в. почетное место в мировой фарфоровой индустрии занял российский фарфор и один из самых известных его производителей М.С.Кузнецов.

История фарфоровой империи началась в 1810г. с открытия первого керамического завода в районе Гжели. Условия для этого были идеальные: многолетний опыт керамического производства в регионе, большое количество дешевой рабочей силы, лес и глина, а так спрос, превышавший предложение. Изучив рынок, Яков Кузнецов и его сыновья, Терентий и Анисим, убедились, что состоятельные горожане готовы платить за хорошие фарфор и керамику, но продукция гжельских мастеров отличалась очень низким качеством, стоила дешево и находила спрос только в бедном сегменте. Используя возможность снизить производственные затраты, Кузнецовы повысили качество товара и уровень отделки, удовлетворив запрос и состоятельных покупателей на более дорогую посуду, и крестьян на дешевую, но более прочную. Умение использовать максимально выгодные обстоятельства и реагировать на потребности рынка, стали фундаментом будущего успеха. Вскоре на продукции появилось клеймо Кузнецовых, а в 1832г. Терентий Кузнецов заключил первую крупную сделку и купил пустующую территорию в селе Дулево, где основал по-настоящему крупное фабричное производство качественного фарфора и фаянса. Являясь опытным предпринимателем, Кузнецов выбрал место не случайно: обилие лесов и торфа, много крестьян, лишившихся работы, близость дороги к столице. Именно в Дулево было положено начало стратегии, которая станет визитной карточкой семейного дела - поглощение предприятий-конкурентов. Так, развернув производство на новом месте, Кузнецов после долгих попыток смог выкупить фаянсовое производство купца Сафронова, располагавшийся неподалеку. Дулевский фарфор отличался особой белезной, а у Сафронова мастера прекрасно владели позолотой и яркой росписью. Объединение направлений обогатило производство и сделало продукцию разнообразнее. Через 20 лет фабрика в Дулево стала одним из самых крупных фарфорофаянсовых производств в стране и первым шагом к монополии.

Следующее важнейшее решение в истории семейного дела принадлежит уже третьему поколению, Сидору Терентьевичу Кузнецову, который вначале 1840х гг. основал рижский фарфорофаянсовый завод. Рига - это прежде всего порт, а значит условия и для завоза материала и для сбыта продукции, в том числе на Европейский рынок.

Настоящий золотой век фарфоровой истории Кузнецовых начался с 1867г., когда к управлению приступил самый выдающийся предприниматель в династии Матвей Сидорович Кузнецов. Именно под его руководством успешное семейное дело превратилось в монополию, натиск которой смог выдержать только Императорский фарфоровый завод, причем благодаря разным сегментам рынка.

Матвей Сидорович с 15 лет проходил обучение на рижском заводе под руководством управляющего, постигал азы управления, особенности производства. Он усвоил главные тенденции семейного дела - чуткое изучение рынка и стремление к расширению, поэтому первым важным шагом вначале самостоятельного управления стала покупка в 1870г. фарфорофаянсового завода Ауэрбаха. В недавнем успешное производство, зародившееся одновременно с заводом в Гжели, с прекрасными мастерами и товаром, удостоенным высочайшей оценки и права на маркировку гербом, не выдержало конкуренции. А для Кузнецова наследие Ауэрбаха стало значимым приобретением. Его продукция славилась высоким качеством, прекрасной ручной росписью, тонким растительным орнаментом, использованием печатного рисунка и все это добавилось к традициям фабрик Кузнецова, позволило расширить ассортимент и укрепить позиции на рынке.

1870-е гг.в истории заводов М.С. Кузнецова - это время глобальных изменений. Шагая в ногу с научно-техническим прогрессом в стране, Матвей Сидорович одобрил переоснащение предприятий, переход на новый тип машин - паровые, применение нового типа более экономичного топлива - торф, использование новых способов украшения изделий, позволяющих снизить количество ошибок и брака - трафареты, печать. Серьезные изменения произошли и в социальной политике фабрик: строилось жилье для рабочих, в том числе школы, больницы, храмы, увеличен размер зарплаты, убраны из зоны доступа питейные заведения.

Итогом всех преобразований стало укрепление позиций на рынке, абсолютная победа над конкурентами, увеличение дохода, повышение качества продукции. Еще одним подтверждением успеха М.С. Кузнецова стало участие во Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882г., где фабрикант не только смог подарить супруге Александра III сервиз, но и лично выразить почтение императору.

В 1887г. было официально учреждено "Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова", которое стало самым крупным производителем фарфора, фаянса и майолики в России. Но останавливаться на достигнутом Матвей Сидорович не планировал и, в лучших традициях семейного дела, стремился к расширению производства и увеличению присутствия на рынке, двигаясь по пути к полной монополии в своей области.

kuznetsov_gorod.png

Настоящем бриллиантом в фарфоровой короне М.С. Кузнецова стал завод Гарднера, одно из самых выдающихся предприятий в России по производству высококачественного фарфора с декоративным оформлением. История предприятия началась еще в 1766г. и к XIXв. это было развитое производство с многолетней историей по выпуску качественного фарфора с особым стилем в оформлении, ориентированного на высшие слои общества. Однако техническая отсталость, не способность выдержать конкуренцию, позволили в 1892г. М.С.Кузнецову выгодно приобрести завод, сохранив при этом право на клейма и все награды Гарднера.

К началу XX столетия М.С. Кузнецов объединил 8 фарфорофаянсовых предприятий и мог, по праву, называться монополистом. На долю его предприятий приходилось более половины всего производства фарфора в стране. В 1902г. Кузнецов получил статус поставщика Двора Его Императорского Величества. К этому времени у фабриканта остался один условный конкурент - Императорский завод фарфора. Но это даже не была конкуренция в чистом виде. У императорского завода был узкий сегмент рынка - аристократия, на нем он специализировался всю свою историю, но не имел присутствия в других категориях.

В новое столетие фарфоровое производство вступило на пике своего успеха. Продукция фабрик М.С. Кузнецова была представлена на всех крупных ярмарках в стране и самые крупные заказы про выпуску изделий из фарфора или фаянса получал прежде всего М.С. Кузнецов, имелись точки продаж в странах Прибалтики, на Ближнем Востоке и в Европе. Кузнецовский фарфор в борьбе за европейский рынок смог победить азиатских производителей.

История фарфоровой империи Кузнецовых закончилась в 1917г. после национализации всех предприятий в России. Только завод в Риге принадлежал семье до 1940г., но впоследствии и его отобрали. На всех заводах продолжился выпуск фарфора, но изменилось оформление, ассортимент.

figurka.jpg

Кузнецовы были одними из многих, кто начал свое дело, используя благоприятные условия на местности, но стали тем редким случаем, когда маленькое семейное дело вышло даже за переделы страны.

В чем же причина такого успеха и почему сегодня сочетание "кузнецовский фарфор" известно каждому коллекционеру?

Конечно же это отличное коммерческое мышление и умение создавать условия с максимальной выгодой и минимальными издержками. Но так же важную роль сыграло и то, что Кузнецовы еще со времен первого завода старались детально изучать рынок. Буквально изнутри: на ярмарки и рыночные площади отправлялись вначале сами представители семьи, позднее сотрудники и внимательно смотрели, какие изделия из фарфора продают, какого они качества и цены и ,главное, что хотят видеть покупатели. Так Кузнецовы получали реальную картину спроса от разных слоев населения и создавали продукцию для каждого. Особенность фарфора и фаянса семьи Кузнецовых - его массовый характер: от посуды эконом-класса до шикарных сервизов для императорского двора. Крестьяне, которые не могли себе позволить красивую посуду, наконец получили возможность купить не просто красивый, но и качественный фарфор. В заведениях общепита появилась нарядная и удобная посуда, а растущее городское население смогло приобретать сервизы в стиле дворянства, но дешевле. Ассортимент продукции был обширный: сервизы чайные и кофейные, обеденная посуда, кальяны для восточного рынка, интерьерные украшения и скульптурные группы, писсуары, чаши для умывания и прочие ванные принадлежности, камины и даже фарфоровые детали для промышленного оборудования.

У посуды М.С. Кузнецова сформировался особый узнаваемый стиль, на который повлиял не только массовый характер потребителя, но и объединение разных фабрик, на каждой из которых успели сложиться свои традиции оформление. Отсюда характерная для многих образцов эклектика. Поскольку больше количество посуды приобретали трактиры, а также простое население, то оформление было понятное и приятное для них: яркие, даже пестрые краски, крупные цветы, розы или пионы, в особой технике "агашки", когда рисуют не кистью, а подушечками пальцев. Часто к этому добавляли окаймление позолотой, что добавляло яркости. Кстати, яркостью, броскостью, обилием цветов отличалась и посуда для восточного потребителя. Для городского покупателя выпускали посуду с более тонким и изящным растительным орнаментом, различными сценками, в том числе с пояснительными подписями, печатным рисунком. Еще одна черта посуды для состоятельных предпринимателей, купечества это позолоченное покрытие всей внутренней поверхности, например, чаш, и в целом позолота использовалась гораздо чаще. В такой посуде более разнообразна и форма, оформление краев. К примеру, представленная в коллекции магазина тарелка для устриц. Необычная форма морского мотива, цветное, но не броское цветовое решение градиента, ребристая поверхность, создающая объем. А так же масленка в виде голубки с наличием мелких элементов в виде клюва и хвоста, создание поверхности, напоминающей перья.

kuznetsov_para_1905.jpg

Конечно, для самого высокого класса покупателей выпускали фарфоровую посуду с изящным декором: тончайшими растительными элементами, полупрозрачными рисунками, вензелями и инициалами, с гармоничными сочетаниями цветов, изысканными формами, ажурным краем.

Что касается цветовых решений, то использовались цвета популярные в России в XIXв. - это розовые и красные оттенки для трактирной посуды, голубые и сиреневые цвета чаще встречались в посуде подороже, зеленый и желтый цвет, позолота.

Коллекционный интерес к посуде М.С. Кузнецова появился относительно недавно. Это связано с тем, что долгое время к фарфору этого производителя относились как массовке, не представляющей интереса. Однако детальное изучение истории этого семейного дела, многогранности продукции, широчайшего размаха в формах, декоре, послужило живому интересу к кузнецовскому фарфору, который оценили по достоинству.

Подписка на блог:

Интересно почитать

Комментарии

На данный момент нет ни одного комментария. Вы можете стать первым!